О компании    Услуги    Новости    Контакты    Ссылки    Вакансии 


>> Главная >> Новости >> ФСК обяжет подрядчиков и контрагентов отказаться от офшорных схем

10.05.2012

ФСК обяжет подрядчиков и контрагентов отказаться от офшорных схем

Госкомпании продолжают модернизировать систему взаимоотношений с контрагентами и подрядчиками, добиваясь максимальной прозрачности. Одним из передовиков процесса оказалась Федеральная сетевая компания (ФСК), постепенно меняющая условия работы с контрагентами еще с 2009 года. В ближайшее время сетевики намерены потребовать от своих подрядчиков отказаться от регистрации в офшорах и перейти в российскую юрисдикцию, пишет РБК daily.

Менеджеры ФСК в мае по поручению правления компании завершат разработку новых закупочных процедур, предусматривающих отказ от сотрудничества с контрагентами, бенефициары которых зарегистрированы в офшорах. Подрядчики, желающие работать с компанией, получат время для плавного перехода из зарубежной в российскую юрисдикцию с учетом отечественных реалий, рассказал зампред правления ФСК Николай Варламов. Изменение внутренних правил необходимо для предотвращения сотрудничества с офшорными структурами в будущем, поясняет он.

ФСК начала стремиться к прозрачности во взаимоотношениях с контрагентами еще в 2009 году, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, когда власти выявили проблемы с подрядчиками «РусГидро». Антикоррупционный тренд реализован в корпоративных нормативах и стандартах в компании достаточно давно, говорит г-н Варламов. Раскрытие бенефициаров было «зашито» в корпоративные нормы ФСК еще тогда, так что требования правительства, озвученные в конце прошлого года, не создали проблем для компании. «Сейчас стандарты несколько расширились, но вектор движения остался тем же, и он понятен рынку», — говорит он.

Полномасштабная пилотная программа была оперативно разработана в конце 2011 года, говорит г-н Варламов. «Она не так подробна и детальна, как хотелось бы, но достаточно понятна», — считает топ-менеджер сетевой компании. Сейчас, после накопления определенного опыта по этой теме за последние четыре месяца, она дорабатывается более детально, с учетом новых установок властей и разъяснений, полученных в процессе первоначальной работы.

Первоначально ФСК выделила два направления работы. Первое — декларирование доходов топ-менеджеров. Под эти проверки попали более 200 высокопоставленных сотрудников центрального аппарата и региональных филиалов, а с учетом членов их семей комплект деклараций вырос в разы. Объем собранных данных был огромен, неточности при подаче данных были, но они носили неумышленный характер, никто ранее с этой процедурой не сталкивался, ошибки оперативно исправлялись, но фактов умышленного сокрытия информации не выявлено, говорит зампред ФСК. Все данные были переданы в госорганы с согласия декларантов, случаев отказа в передаче сведений властям не было, «все сотрудники с пониманием отнеслись к этой работе», добавляет он. В ближайшее время в ФСК будет подготовлен официальный документ, с тем чтобы обеспечить ежегодный сбор сведений о доходах менеджеров и членов их семей на постоянной основе. «Это не будет единичной акцией по итогам 2011 года, это будет постоянная работа, в которой заинтересована прежде всего сама компания», — уточнили в ФСК.

Второе направление — сбор информации о бенефициарах уже работающих контрагентов и изменение положения о закупках. Часть подрядчиков отказалась сначала раскрывать необходимые сведения о конечных собственниках. ФСК уведомила контрагентов о возможности разрыва контрактов на сумму порядка 20 млрд руб. После этого большая часть компаний-отказников согласилась предоставить запрашиваемую информацию. Внесение изменений в нормативную базу создало у подрядчиков понимание, что снабжать и обслуживать ФСК, в случае невыполнения определенных требований по раскрытию информации, в дальнейшем они не смогут.

Так что перед контрагентами есть два стимула повышения прозрачности: как угроза разрыва имеющихся договоров, так и перспектива сотрудничества с нами в рамках будущих проектов, поясняет один из руководителей сетевиков. «Случаи отказа были, но нам поставить себя на место бенефициаров и объяснить их логику достаточно сложно. Зачастую им просто требовалось время, чтобы собрать необходимые сведения, а нам — определенный период, чтобы провести разъяснительную работу среди более чем 3,5 тыс. контрагентов, объяснить серьезность мероприятий и послед­ствий отказа», — поясняют в ФСК.

ФСК удалось избежать конфликтных ситуаций и судебных тяжб — контрагенты понимали необходимость данной работы, сетевая компания давно знает своих подрядчиков, и новации не стали для них неожиданностью, отмечает г-н Варламов. Одновременно, понимая перечень структур, с которыми ФСК не удастся договориться по стандартам раскрытия информации, госкомпания уже сейчас начинает конкурсные процедуры для замены подрядчика. Так что всем несогласным будет найдена адекватная замена, уверены сетевики.

«Собрав основной объем сведений, мы продолжаем эту работу в постоянном режиме: компания ежемесячно обновляет данные как по менеджерам ФСК, так как кадровая ротация постепенно продолжается, так и по контрагентам, — поясняет г-н Варламов. — С каждым контрагентом были подписаны дополнительные соглашения, содержащие норму о необходимости оперативного информирования ФСК при изменении конечных бенефициаров подрядчика в процессе работы в дальнейшем». Новая функция по проверке деклараций и отчетности контрагентов потребовала больших трудозатрат. Однако компания не увеличивала штатную численность, работа проводилась действующими сотрудниками исполнительного аппарата, прежде всего кадровой службой, во внерабочее время: вечерами, ночами, в выходные. «Оба блока потребовали большой организационной работы. Была изменена корпоративная документация, сформирована специальная рабочая группа, которая наладила координацию с Минэнерго, Федеральной налоговой службой, другими заинтересованными госорганами», — добавляет он.

В настоящий момент ФСК начинает следующий этап работы — вывод соб­ственников подрядчиков из офшоров. «Контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах, у ФСК нет в прин­ципе. По поручению правления в мае будет разработан механизм ограничения компаний, бенефициары которых зарегистрированы в офшорных юрисдикциях», — поясняет г-н Варламов. Это будет не одномоментный процесс, подрядчики получат вполне разумный срок для вывода конечных собственников из офшоров. Долю подрядчиков, чьи владельцы имеют зарубежную регистрацию, в сетевой компании назвать пока не могут — такой анализ еще не проводился. ФСК сейчас анализирует механизмы воздействия на действу­ющих контрагентов. Что касается новых поставщиков, то здесь ввести норму будет проще, изначально оговаривая их в новых контрактах. Зачастую подрядчики предпочитают сменить структуру собственности, но не терять столь крупного заказчика, как ФСК.

До сих пор сетевики не сталкивались с жесткими попытками противодействия подрядчиков новой практике. «Есть отказы в раскрытии информации, когда бенефициары не могут или не хотят предоставлять сведения о себе, но никаких судебных попыток оспорить наши требования не было», — отмечает Николай Варламов. Служба безопасности ФСК вела мониторинг контрагентов с самого начала этой деятельности в компании, так что нынешние решения «ложатся на подготовленную почву», хотя многие и не ожидали, что решения будут приниматься в столь короткие сроки. То же самое касается и отчетности менеджеров: ФСК и ранее требовала от своих сотрудников уведомлять ее о конфликте интересов и других спорных моментах в рамках имеющихся законодательных норм.

Действия ФСК не носят волюнтаристского характера, возможность расторжения каждого контракта будет рассматривать специальная комиссия на основании действующего законодательства, как и раньше. Если тот или иной подрядчик, например, уже заканчивает работы, нет смысла менять его на один-два месяца, он доработает на вверенном объекте, но не сможет получить новых заказов, добавляет г-н Варламов. По тем контрагентам, где уже четко понятно, что договориться с ними не удастся, загодя ведется поиск адекватной замены во избежание технологических сбоев в работе ФСК. Впрочем, ФСК имеет один из самых высоких показателей прозрачности среди госкомпаний, говорит зампред коллегии профессионального сообщества корпоративных директоров, первый замдиректора Российского института директоров Владимир Вербицкий. Его структура ежегодно анализирует порядка 150 российских компаний по 100 параметрам. Впрочем, он признает, что пока уровень корпоративного управления в госкомпаниях ниже, чем в частном бизнесе. Исключение составляет показатель прозрачности структуры собственности. Да и по уровню прозрачности в свете «офшорной проблемы» зависимые от государства компании выглядят лучше. ФСК раньше других начала этот процесс, поэтому сейчас сетевиков «трясет меньше», сейчас компания смотрится на уровне не лучших, но хороших частных структур, добавляет г-н Вербицкий.

Очевидно, что процесс займет определенное время, поэтому властям не стоит ожидать мгновенных перемен, но движение в сторону прозрачности началось, отмечает профессиональный управляющий.

Александр Белкин

ЭнергоНьюс

 Главная  О компании  Услуги  Новости  Контакты  Ссылки  Вакансии 

Россия, 630007, г.Новосибирск, ул.Октябрьская, 42, оф. 400/2
Телефон/факс: (383) 202-07-42